Если кто не видел, вот вам прямая ссылка на непосредственное наше строительное законодательство - СНиПы или, по-украински, ДБНы.
http://dbn.at.ua/ - файлы в формате Word
http://www.minregionbud.gov.ua/index.php?id=1036 - он-лайн в HTML
Конечно, самый главный СНиП, с которым знаком наверное любой студент строительного ВУЗа, это 360-92* с изменениями.
Сегодня рассмотрим самое злободневное - автостоянки. Что же требует главный строительный норматив от проектировщиков при проектировании _нового_ жилья? В таблице 3.2 он недвусмысленно заявляет, что обеспеченность жилья парковкой должна быть 0,8 м кв на 1 чел. Прописью: ноль целых восемь десятых на одного жителя.
Не ослышался ли я? Оказывается, нет. Вот такое изменение от 2009-го года:
Зміна № 1 ДБН 360-92**
Для кожного окремого житлового будинку додатково слід розміщувати автостоянки і гаражі для гостей жителів цього будинку із розрахунку одне машино-місце на п’ять квартир для нового будівництва та одне машино-місце на шість квартир при реконструкції.
В другом СНиПе (ДБН В.2.3-15:2007), где растолковывается, как же надо проектировать автостоянки и гаражи, дается такая цифра: 25 м кв площади парковки на одно машиноместо. По опыту проектирования парковок скажу, что с учетом конфигурации участка или несущих конструкций эта цифра увеличивается до 30 - 40 кв м на одно машиноместо.
То есть строителные нормы изначально определяют, что обеспеченность личным автотранспортом находится на уровне один автомобиль на 30 - 50 жителей. Ноу комментс.
Возвращаемся к 360-му СНиПу. Который в таблице 7.5 определяет расстояние от стены здания до парковки автомобилей.
Здания, до которых определяются расстояния | Расстояние, м, от гаражей и открытых автостоянок при количестве легковых автомобилей | ||||
10 и менее | 11-50 | 51-100 | 101-300 | свыше 300 | |
Жилые дома, в т.ч. торцы жилых домов без окон | 10**) 10**) | 15 10**) | 25 15 | 35 25 | 50 35 |
Общественные здания | 10**) | 10**) | 15 | 25 | 25 |
Общеобразовательные школы и детские учреждения (дошкольные) | 15 | 25 | 25 | 50 | *) |
Лечебные учреждения со стационаром | 25 | 50 | *) | *) | *) |
*) Определяется по согласованию с органами Государственного санитарного надзора. **) Для зданий гаражей III-IV степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее 12м. | |||||
Примечание 1 . Расстояния следует определять от окон жилых и общественных зданий и от границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром до стен гаража или границ открытой стоянки. Примечание 2. Расстояние от секционных жилых домов до открытых площадок вместимостью 101 - 300 машин, размещаемых вдоль продольных фасадов, следует принимать не менее 50 м. Примечание 3. Для гаражей I-II степеней огнестойкости указанные в таблице 7.5 расстояния допускается сокращать на 25 % при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий. Примечание 4. Для гаражей вместимостью более 10 машин указанные в таблице 7.5 расстояния допускается принимать по интерполяции. Примечание 5*. Проектирование и размещение помещений для хранения автомобилей с газоотопительной системой под жилыми, общественными и административными зданиями запрещается. |
Смотрите, вот откуда эти ебучие газончики перед окнами, на которых автолюбители паркуют свои тачилы, иногда вместе с "ракушками"! Минимальное расстояние от любой стены любого здания - 10 метров! хер с ними, со школами, там наверное не так страшно автомобили директора или завуча поставить в 25 метра от школы. Но вот как ставить автомобили врачам, хирургам, пациентам и родственникам пациентов? Почему при клинике не может быть парковки на более чем 50 автомобилей?
И вообще, что это за расстояния? откуда они взялись? зачем? Есть ли разумное объяснение, чем может помешать припаркованный непосредственно под домом автомобиль? Первое, что приодит на ум - это то, что автомобили не должны под окнами газовать. Вот так, из-за старинных автомобилей с разбитой топливной системой наказали всех. И владельцев современных автомобилей, и хозяев несколько потрепанных, но старательно ухоженных тазов. И жильцов, которые вынуждены обходить тачки и наблюдать раскатанные в грязь газоны. Это несмотря на прямой запрет в ПДД на стоянку с включенным двигателем в предела жилой зоны.
Но может это не только ради того, чтоб жильцы не травились выхлопом от некоторых несознательных автомобилистов? Может, снипотворцы-благодетели придумали отступы ради того, чтоб не дай божечко вдруг загоревшаяся машинка не устроила тотальный геноцид ни в чем не повинным жителям?
Может, и так. Наверное, у снипотворцев есть некоторая статистика, когда внезапнозагоревший автомобиль становился причиной пожара того или иного здания. Только, подозреваю, эта статистика из те же годов, откуда и норма в обеспеченности автотранспортом в один автомобиль на 40 - 50 жителей. А может, и еще древнее, когда здания массово строились с применением сгораемых материалов. Лично я видел и сгоревшие автомобили, и пожары в квартирах, и даже разъёбанные взрывом газа дома. Так вот, из виденных мной трех сгоревших автомобилей два были сожжены. А из нескольких десятков виденных мной пожаров автомобиль и близко не был их причиной.
Благие намерения, правда? Только получилось все наоборот. Из-за вот этой нормы, когда стоянка проектируется в 10 - 25 м от стены дома, пожаро-взрывоопасные автомобили ставят прямо на площадках перед входами в дома, на тротуарах, на газонах и детских площадках.
Так может, это проектировщики виноваты? это они не хотят следовать эпохе и продолжают рисовать махонькие парковочки вдали от дома? А вы поставьте себя на место генпланиста. Что будет, если вы не соблюдете необходимые разрывы? правильно, ни пожарники, ни санстанция, ни ГАСК согласовывать проект и не подумают. Соответственно заказчик - обычно строительная компания - не сможет начать строительство. С другой стороны, сейчас типа рынок, и строительные компании должны как-то продавать жилье. А покупатель нынче балованный: "а где я поставлю машину жены? Вон там в 100 метра от подъезда? до свиданья". Надо сказать, что и 100 м от подъезда - это в лучшем случае, если удастся сделать землеотвод. Не всегда участок позволяет разместить даже нормативные 15 - 20 машиномест.
Предвижу зуд улучшения у наших снипописателей. Они что, зря отсиживают свои хлебные места в Академии архитектуры, министерстве строительства и комитете промполитики? Что им стоит вдруг вспомнить: "ах, эти несчастные жильцы! надо же скорее внести изменения в нормы обеспечения их, сердешных, автотранспортом!" И пропишут новые нормы, где будет не один автомобиль на 50 жителей, а по два на квартиру. И получится ситуация, как с торговыми центрами, где на 100 м кв торговой площади надо предусмотреть 12 машиномест. То есть, на супермаркет, где торговая площадь по отношению к общей соотносится как 4 к 5, потребуется парковка в 2 - 3 раза бОльшая по площади, чем здание всего супермаркета. И это если супермаркет не в два этажа. И это без учета, что супермаркет - это общественное здание, и автомобили можно ставить не ближе упомянутых 10 м от его стен. А зачастую и дальше, потому что к супермаркету необходимо обеспечить подъезд грузового транспорта.
Есть ли такие площади при строительстве новых и реконструкции старых зданий? да никогда. Поэтому есть три выхода из ситуации.
1. Строить так, как получается - с газончиками перед подъездами, с парковками в зажопье. Жителям соответственно придется продолжать лицезреть размешанное колесами говно, помятые газоны, автолюбители будут продолжать чинить тачки из-за незамеченных например в сугробах ограждений и воинствующих газонозащитников. Годится до те пор, пока добродетели не изменят нормы и не начнут обязывать устраивать парковки размером с полтора двора, или пока количество машин не увеличится до такого числа, когда и за место на клумбе надо будет воевать.
2. Строить с учетом требований жителей. На нормы просто забить и платить разовую дань в ГАСК при согласовании проекта и вводе в эксплуатацию, и ежегодную дань в пожнадзор и санстанцию.
3. И есть третий путь. Засунуть нормосотавителям в жопу все их строительные нормы, нахуй распустить снипописцев вместе с ГАСКОМ и прочими прихлебателями. Ладно, не так радикально. Просто сделать соблюдение СНиПов необязательным при выполнении работ для негосударственных заказчиков. Никуда СНиПы не уйдут, они просто будут носить рекомендательный характер и на них в случае какой-либо беды, например поплывшего фундамента, сможет ссылаться при судебном разбирательстве та или иная сторона.
Заметьте, я не рассматриваю вариант строительства подземных или многоуровневых гаражей. Поверьте на слово, подземный гараж всего лишь в 2 уровня под новой девятиэтажкой увеличит стоимость строительства на 30 - 40%. А особенности планировки и мероприятия по пожбезопасности там таковы, что удастся разместить там не больше 20 - 30 автомобилей.