
Экс-беркутовцы на скамье подсудимых / фото Андрея Гудзенко / LIGA.net
По данным СМИ, в списки на обмен могут попасть как минимум двое из пяти бывших "беркутовцев", которых обвиняют в расстрелах на улице Институтской в Киеве 20 февраля 2014 года. Следствие считает, что именно они, а также еще более 20 экс-спецназовцев, которые сейчас находятся в розыске, виновны в гибели 48 и ранении 80 человек. На днях суд освободил из-под стражи, отпустив под круглосуточный домашний арест, Александра Маринченко. Еще раньше, в июле этого года, под домашний арест отпустили другого экс-беркутовца, которого подозревают в расстреле активистов Евромайдана, Сергея Тамтуру.
До конца невыясненной остается ситуация с тремя другими бывшими "беркутами". Украинская сторона сначала включила, а затем - после протестов со стороны общественности и обращения семей Героев "Небесной сотни" к президенту, - вычеркнула из списка на обмен трех экс-бойцов батальона спецназначения Олега Янишевского, Сергея Зинченко и Павла Аброськина.
В прокремлевских "недореспубликах" всех их считают героями: в частности, вожаки луганских боевиков пытаются внести экс-беркутовцев в списки на обмен еще с 2016 года.
2. Убийцы мариупольских полицейских

Т.н. "группа Мангуста"
В списках на обмен, очевидно, будут и четыре человека, которых подозревают в захвате здания Мариупольского ГУ МВД 9 мая 2014 года. Речь о фигурантах из террористической группы "Мангуст" Евгении Дружинине, Александре Стрельниковиче, Викторе Скрипнике и Вячеславе Бирюкове. Им инкриминируют умышленное убийство, создание террористической группировки, хранение оружия. Они с апреля по август 2014-го совершили и ряд других тяжких преступлений.
Всего, по данным следствия, к беспорядкам весной 2014-го в Мариуполе причастны около 80 боевиков, которые были разделены на четыре группы. И именно "группа Мангуста" (до 15 человек) ответственна за убийство 6 сотрудников милиции и украинских военнослужащих при захвате и пожаре в здании городского управления милиции. Часть сепаратистов уничтожили, но большинство нападавших скрылись.
3. Харьковские террористы

Владимир Дворников, Виктор Тетюцкий и Сергей Башлыков
22 февраля 2015 года в Харькове во время Марша Достоинства была дистанционно подорвана самодельная бомба, начиненная поражающими элементами. В результате взрыва погибли 4 человека, среди них - милиционер и несовершеннолетний, - еще девять - ранены. На месте погибли лидер харьковского Евромайдана 52-летний Игорь Толмачев, милиционер Вадим Рыбальченко. 23 февраля от ранений скончался 15-летний школьник Даниил Дидык, 24 февраля - 18-летний студент Николай Мельничук. Большинство участников митинга спасла грузовая "Газель", которая волей случая встала между миной и маршем.
Владимира Дворникова, Виктора Тетюцкого и Сергея Башлыкова со временем задержали. По данным силовиков, они были членами подпольной террористической группировки "Харьковские партизаны". Террористов завербовали российские спецслужбы, они проходили подготовку в Белгороде, а за совершение теракта должны были получить $10 тысяч.
Во Фрунзенском райсуде Харькова 28 декабря им должны были объявить приговор.
Ранее родственники погибших в результате теракта и общественные активисты митинговали под Офисом президента в Киеве и несколько раз в Харькове против возможного обмена (с Россией) обвиняемых.
4. Предатель фермер – фактический убийца 10 украинских военных

Николай Бутрименко
Гражданин Украины Николай Бутрименко в 2014 году "сдал" пророссийским боевикам 19 украинских спецназовцев у Снежного. Враг "по наводке" обстрелял военных, в результате чего 10 из них погибли, а пятеро попали в плен к врагу. Согласно материалам следствия, группу спецназа отправили на поиски летчиков двух штурмовиков Су-25, сбитых 23 июля российскими силами ПВО. 28 июля бойцы вышли к частной ферме на окраине села Латышев. Владелец хозяйства, 61-летний Николай Бутрименко, предложил военным переночевать в его ангаре. Сам же, под предлогом посещения жены в больнице, уехал в Снежное и сообщил боевикам о местоположении украинских бойцов.
Прокуратура Донецкой области объявила Бутрименко, которого товарищи погибших службе вывезли с неподконтрольной Украины территории, подозрение по ч. 3 ст. 258 УК (террористический акт) и ч. 2 ст. 258-5 (финансирование терроризма). Куйбышевский районный суд Запорожской области признал его виновным и приговорил к восьми годам лишения свободы. Но на днях Ореховский районный Запорожской области по ходатайству прокуратуры изменил меру пресечения для Бутрименко с содержания под стражей на личное обязательство.
5. Днипровские провокаторы

Дарья Мастикашева, Александр Каратай
По данным российского журналиста Сергея Лойко, в список на обмен с российской стороны также входят украинские граждане Дарья Мастикашева и Александр Каратай, которые сейчас находятся в тюрьме города Днипро по обвинению в государственной измене. Им инкриминируют действия, направленные "во вред суверенитету и информационной безопасности Украины", в частности то, что в 2017 году они организовали выезд в Россию бывших украинских военных, участников боевых действий на Донбассе, под предлогом работы на строительных объектах. На самом деле, как считает сторона обвинения, в РФ бывших бойцов хотели использовать для обвинения в диверсиях, срежиссированных российскими спецслужбами.
Три года предатели участвовали в создании фейков об Украине для российского телевидения. А в 2017 году завербовали и отправили в Москву трех бывших АТОвцев, будто бы на работу строителями. На них планировали "повесить" ряд терактов в Москве. Ожидается, что на суде провокаторы признают вину, и 29 декабря их обменяют.
6. Реальный российский пленный. Для примера
Среди тех, кого планируют отдать врагу украинская сторона, разные источники называют также российского танкиста Руслана Гаджиева. Его взяли в плен во время боя за высоту 307,5 вблизи Санжаровки в Донецкой области. Тогда погибли восемь украинских защитников, двое были тяжело ранены, вследствие чего стали инвалидами. Украинские пехотинцы смогли отбить атаку четырех танков противника. Три бронированные машины уничтожили, одну - повредили. Из членов экипажей подбитых танков выжил только Гаджиев.

Руслан Гаджиєв
Позже он признался, что пошел на войну, потому что "не мог найти работу, хотел подзаработать для своей бедствующей семьи". А пойти воевать против Украины Гаджиева толкнули ростовские полицейские - освободив из-под стражи за незначительное правонарушение в обмен на поддержку "русского мира" на украинском Донбассе.
Наемника приговорили к 15 годам лишения свободы.
По данным информированных источников, в списках на обмен есть еще несколько других российских наемников, которые в разное время попали в плен в Донбассе, а также граждане Украины, воевавших на стороне Л/ДНР.
Кроме того, в перечне провокаторы, которые вызвали бойню в Одессе в мае 2014-го.
Подготовили Оксана Полищук, Владислав Обух, Киев
ukrinform.ru