ars333 (ars333) wrote,
ars333
ars333

Сага о копирастии



Оригинал взят у dolboeb в Сага о копирастии
Пересматривал днями прекрасное кино Sita Sings The Blues.
Сейчас это стало совсем уже просто, без никаких торрентов, архивов и предзакачки.
Просто находишь в YouTube полную и качественную версию, в 1080HD, и оттуда же смотришь в спальне на плазме по AppleTV. Я даже телепередачи с моим собственным участием так смотрю. Не по эфиру их дурацкому, а в нормальной флэшвидео версии с подгонкой экранных разрешений под прибор, на котором просмотр.

Фильм Sita Sings The Blues был снят для свободного распространения. То есть создавшая этот мультфильм Нина Палей хотела, чтоб его видели и скачивали без ограничений и в Америке, и в Индии, где несколько тысячелетий тому назад сочинилась Рамаяна в основе сценария.



В Индии против этого фильма, конечно, слегка пошумели ревнители святоотеческого предания, но это были абстрактные возбухания, которых никто не заметил: когда фильм не показывают в кинотеатрах, участникам акций самосожжения вдов в знак протеста просто некуда становится тащить хворост и тех самых вдов. Зато в США к началу дистрибуции мультика сочинились вполне конкретные копирайтные претензии. Оказывается, права на любовные блюзы Аннет Хэншоу, спетые и выпущенные тогдашним винилом на 78 оборотов, где-то ещё фиксировались. И за право включить этот звук из 1920-х в свой видеоряд Нина Палей отдельно должна была заплатить правообладателю 50.000 долларов США. Во столько был оценен блюзовый саундтрек этого бесплатно раздаваемого мультика. И Нина заплатила за эти права. А в Европе — отдельно германские звукозаписывающие права на ту же давно умершую Хэншоу. И там пятидесяти тысяч не хватило... До сих пор немецкий аналог РАО не может определиться, сколько он хочет ещё содрать с любителей американского блюза 90-летней давности.

Какой же, в самом деле, прекрасный бизнес с этими копирайтами, отрастающими задним числом (понятно, что при жизни Хэншоу ничего подобного в мире не было — сколько продали записей и билетов на концерт, столько и заработали).

Что ж этот опыт на другие отрасли не распространить.
Слетали вы, к примеру, в прошлом году в Таиланд на новогодние каникулы.
А там с тех пор и визы подорожали, и билеты, и керосин авиационный, и гостиницы.
И вам приходят всё новые счета: доплаты за перелёт, проживание, питание... с учётом новых реалий рынка.
И сидят в парламентах лоббисты копирайтной отрасли, и рисуют эти новые реалии.
Раньше было 50 лет после смерти автора, потом 70, потом 90, а дальше уже в европарламентах на подходе законы, по которым держателем права станет не композитор-творец, со своим сроком жизни, а юрлицо, которое ему однажды заплатило за право дальше распоряжаться всем каталогом. Юрлицо бессмертно, оно никогда не умрёт. Если написать ему в активы права на музыку — вот и вечный двигатель, глядишь, изобрели...

Только как-то это всё немножечко несовременно и не про нашу жизнь.

И как не может авиаперевозчик задним числом новые счета выставлять за уже один раз оказанную услугу, так и все эти копирайты по три раза не продашь.

Хотя, конечно, надежда умирает последней.
Tags: копирайты
Subscribe

  • Снова водопад

    В этот раз без спортивных целей, всего 3 часа жопу в машине отсидеть. И потом в швейцарском кабаке на овер 100 ойро посидеть,…

  • Summer has come

    Хютте и дрова Дрова. За зиму дофига нападало, вот их подсобрали, ободрали на соснах кору, и сложили мариноваться.…

  • Франция. Расходы.

    Автобус 38 + 10 за вел Поезд 26 Кемпинг 8 Магазин 6 Кола в парке бизонов 2.5 Магазин 7 Булочная в Родезе 11.2 Поезд в Тулузу, Каркассон и Перпиньян…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments