Люди склонны совершать аморальные поступки или не выполнять чью-то просьбу о помощи, если для этого не надо прикладывать усилий или не придется отказывать человеку впрямую.
2. На виду аморалят меньше.
Больше людей ведут себя «как положено», если они должны принять моральное решение на виду у кого-то. В прямой просьбе о помощи, о пожертвовании или о сборе подписей отказывают реже. (“Why do people behave badly?”)
3. Обман - средство доминирования.
В половине случаев люди обманывают, чтобы получить какой-то ресурс – от чего-то материального до внимания, уважения или более высокого статуса.
4. Лгать сложнее, чем говорить правду.
Ложь требует больших ментальных усилий. Человеку одновременно приходится удерживать в голове ложь – чтобы ее говорить, и правду – чтобы ее скрывать. В результате он произносит более простые предложения и хуже справляется с задачами на сообразительность. (“The evolution and psychology of self-deception”)
5. Открытость = нравственность.
Когда за людьми наблюдают, они ведут себя лучше. Причем иллюзия наблюдения работает тоже. Достаточно было повесить фотографии глаз в столовой самообслуживания, чтобы большее число людей стало убирать за собой посуду. (“How the illusion of being observed can make you a better person”)
6. Мораль лабильна.
Поведение влияет на мораль (да-да). Люди, солгавшие, обманувшие кого-то или совершившие другой аморальный поступок, после этого по-другому оценивают, что есть хорошо и что плохо. (“The science of why we cheat”)
7. Мораль провоцирует ложь.
Желание казаться моральными часто приводит не к моральному поведению, а к более изощренным способам оправдания аморальных поступков. (“I read Playboy for the articles: Justifying and rationalizing questionable preferences”)
8. Совершенный "грех" провоцирует совершить нечто "моральное".
Моральные, благородные поступки (даже такие, как сознательная покупка товаров, сделанных без ущерба для природы) нередко действуют как индульгенция. После этого в конфликтных ситуациях люди поступают менее морально – как будто уже выполнили на этот день свою долю добрых дел. (“Behind the (leafy) curtain”)
...
39. Дети с высоким уровнем интеллекта (IQ) вырастают более либеральными, с широкими взглядами на жизнь, терпимыми к любым человеческим проявлениям. (“Does smart equal liberal?”).
Отсюда http://belorys-kh.livejournal.com/2728875.html